1AO.RU |
Порядок регистрации организаций |
VIP регистрация Регистрация ООО Регистрация ЗАО Регистрация ОАО Регистрация некоммерческих организаций Регистрация филиалов, представительств Регистрация ПБОЮЛ Регистрация ценных бумаг Смена руководителя Изменение состава участников Изменение местонахождения Изменение наименования Изменение уставного капитала Изменение видов деятельности Вопросы регистрации |
Порядок регистрации коммерческих юридических лиц (ООО, ОАО, ЗАО, полные товарищества, коммандитные товарищества, др.) регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Процесс создания юридического лица, в том числе коммерческой организации, можно представить в виде пошаговых действий - алгоритма:
Существуют и иные точки зрения относительно разделения процесса создания юридического лица на стадии, например, деление его на дорегистрационную (формирование воли на создание юридического лица), регистрационную (непосредственное совершение регистрационных действий) и послерегистрационную (совершение действий, направленных на обеспечение нормального функционирования юридического лица) стадии . Стадии по непосредственной регистрации организации в ИФНС предшествуют подготовка необходимого пакета документов, нотариальное заверение подлинности подписи на заявлении в ИФНС по форме, оплата государственных пошлин - за государственную регистрацию и за получение архивной копии устава. Следует заметить, что оплата государственной пошлины за архивную копию устава предусмотрена только относительно коммерческих организаций с местом нахождения в городе Москве. В апреле 2007 года был введен новый порядок получения уставов юридических лиц в г. Москве - оригинал устава как МИ ФНС №46 по г. Москве, так и территориальные налоговые инспекции г. Москва не выдают - только архивные копии устава при условии предоставления заявителем (генеральным директором) запроса на архивную копию устава и документа, подтверждающего оплату государственной пошлины (квитанция с отметкой банка о приеме платежа). Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает срок для регистрации юридических лиц - 5 рабочих дней. На практике регистрация осуществляется в течение 7-ми рабочих дней. До настоящего времени не выработано единообразного применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц , это приводит к тому, что в субъектах Российской Федерации налоговыми органами предъявляются отличные друг от друга требования, не соответствующие указанным в законе и не позволяющие легко и просто открыть свою компанию. Одной из проблем, возникающих в процессе регистрации, можно назвать вопрос о возможности применения института представительства при сдаче и получении документов. В соответствии со ст. 185 Гражданского Кодекса Российской Федерации институт представительства и доверенности создан непосредственно для того, чтобы сделать возможным участие граждан в различных сферах предпринимательской деятельности как лично, так и через своих представителей. Но в случае регистрации юридического лица имеют место публично-правовые отношения, приоритет здесь отдается нормам, содержащимся в Федеральном законе N 129. Согласно ст. 9 Федерального закона N 129, "Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке". В качестве заявителя Федеральный закон N 129 называет следующих лиц: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. При этом, исходя из буквального толкования данного положения Закона, исполнительный орган вновь создаваемого юридического лица, т.е. физическое лицо, не являющееся одновременно и учредителем данного юридического лица, не имеет права выступать в качестве заявителя при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица. В случае представления в регистрирующий орган документов, подписанных лицом, не указанным в перечне, предусмотренном Федеральным законом N 129 (например, действующим на основании доверенности), это расценивается как представление документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, по почте. По ранее действовавшим положениям, а именно в соответствии с редакцией Федерального закона N 129, действовавшей до 1 января 2004 г., заявителем при государственной регистрации могло выступать любое лицо, в том числе и действовавшее на основании доверенности. В настоящий момент на стадии регистрации при подаче и получении готовых документов, в том числе и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, налоговые органы, руководствуясь Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей , считают, что эти документы имеет право представлять только заявитель, т.е. лицо, чья подпись является нотариально удостоверенной на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании. Получать зарегистрированные документы может лицо, действующее по доверенности. Перечень физических лиц, которые признаются уполномоченными для представления соответствующих заявления и документов в регистрирующий орган, достаточно широк, и юридические факты, являющиеся основанием имеющихся у них полномочий, разнообразны. Основание полномочий заявителя - это предусмотренное законом положение, занимаемое данным физическим лицом в юридическом лице, документы которого представляются в регистрирующий орган. Тем не менее Верховный Суд РФ в своем решении от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 "О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридического лица и индивидуальных предпринимателей" установил следующее: "Из содержания пункта 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона (Федеральный закон N 129) следует, что документы на регистрацию представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы могут быть определены Правительством РФ. Таким образом, Федеральный закон (Федеральный закон N 129) установил два способа подачи документов на государственную регистрацию, к которым отнесено непосредственное предоставление документов по месту нахождения регистрирующего органа или направления документов почтовым отправлением. Е. В. Трубникова Заместитель генерального директора по правовой работе "Премьер" AO, соискатель кафедры Конституционного и международного права Воронежского государственного университета |
|