1AO.RU |
Процесс создания юридического лица |
VIP регистрация Регистрация ООО Регистрация ЗАО Регистрация ОАО Регистрация некоммерческих организаций Регистрация филиалов, представительств Регистрация ПБОЮЛ Регистрация ценных бумаг Смена руководителя Изменение состава участников Изменение местонахождения Изменение наименования Изменение уставного капитала Изменение видов деятельности Вопросы регистрации |
Процесс регистрации юридического лица должен проходить в строгом соответствии с требованиями действующего на момент его создания закона. На практике это означает, что непредставление для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129), или предоставление их в ненадлежащий регистрирующий орган влечет за собой отказ в совершении регистрационных действий.
Процесс создания юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, включает в себя несколько стадий:
Существуют и иные точки зрения относительно разделения процесса создания юридического лица на стадии, например, деление его на дорегистрационную (формирование воли на создание юридического лица), регистрационную (непосредственное совершение регистрационных действий) и послерегистрационную (совершение действий, направленных на обеспечение нормального функционирования юридического лица) стадии. Тем не менее разделение процесса регистрации на стадии не находит своего законодательного закрепления. На практике эти стадии, даже разделенные во времени, зачастую наполнены сходным содержанием, например, учредители приняли решение о создании юридического лица, подготовили определенный пакет документов - прошли подготовительную стадию и далее на заявлении о государственной регистрации юридического лица должна быть нотариально удостоверена подлинность подписи одного из них, после чего процесс создания может перейти в следующую стадию - представление документов в регистрирующий орган и там завершиться регистрацией. Получается, что стадия принятия окончательного решения выпадает из этого процесса либо может быть просто включена как составная часть в подготовительную стадию. В юридической литературе отмечается, что до сих пор не выработано единообразного применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а это приводит к тому, что в разных субъектах Российской Федерации налоговыми органами предъявляются требования, не соответствующие указанным в законе и не позволяющие легко и просто открыть свое дело. Кроме того, одной из основных проблем при применении законодательства о государственной регистрации юридических лиц является отсутствие четко разработанного понятийного аппарата. В результате происходит смешение таких понятий, как "создание юридического лица", "учреждение юридического лица" и собственно "регистрация юридического лица". Может показаться, что данные понятия употребляются законодателем как синонимы, однако анализ каждого из них показывает, что это не всегда так. Если рассматривать процесс учреждения юридического лица, то можно определить его как стадию, на которой происходит формирование воли учредителя или учредителей на образование юридического лица, выбор организационно-правовой формы, фирменного наименования, определение местонахождения, формирование уставного капитала, выборы органов управления и решение иных организационных вопросов, например, выбор эскиза печати или кредитной организации для открытия банковского счета. Эта стадия завершается принятием соответствующего решения единственного учредителя или учредителей в виде протокола. Регистрация юридического лица согласно ст. 1 Федерального закона N 129 представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. И наконец, создание юридического лица можно рассматривать как стадию, объединяющую все вышеперечисленные: и учреждение, и регистрацию. Конечно, в результате того, что правовая регламентация каждой из указанных стадий создания юридического лица недостаточно определена, у многих нет четкого представления о том, какие правовые последствия они за собой влекут. Например, велико правовое значение подготовительной стадии. Именно от нее зависят возможности учредителей по управлению юридическим лицом, распоряжению его имуществом, влиянию на органы управления. Поэтому при прохождении этой стадии важна помощь юристов, которые профессионально занимаются регистрацией юридических лиц, поскольку грамотно составить необходимые документы для лиц, которые не имеют специального образования, зачастую бывает затруднительно. Представитель. Одной из проблем, возникающих в процессе регистрации, можно назвать вопрос о возможности применения института представительства при сдаче и получении документов. В соответствии со ст. 185 ГК РФ институт представительства и доверенности создан непосредственно для того, чтобы сделать возможным участие граждан в различных сферах предпринимательской деятельности как лично, так и через своих представителей. Но в случае регистрации юридического лица имеют место публично-правовые отношения, приоритет здесь отдается нормам, содержащимся в Федеральном законе N 129. Согласно ст. 9 Федерального закона N 129, "Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке". В качестве заявителя Федеральный закон N 129 называет следующих лиц: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. При этом, исходя из буквального толкования данного положения Закона, исполнительный орган вновь создаваемого юридического лица, т.е. физическое лицо, не являющееся одновременно и учредителем данного юридического лица, не имеет права выступать в качестве заявителя при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица. В случае представления в регистрирующий орган документов, подписанных лицом, не указанным в перечне, предусмотренном Федеральным законом N 129 (например, действующим на основании доверенности), это расценивается как непредставление документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, и, следовательно, влечет отказ в регистрации. По ранее действовавшим положениям, а именно в соответствии с редакцией Федерального закона N 129, действовавшей до 1 января 2004 г., заявителем при государственной регистрации могло выступать любое лицо, в том числе и действовавшее на основании доверенности. В настоящий момент на стадии регистрации при подаче и получении готовых документов, в том числе и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, налоговые органы, руководствуясь Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей <4>, считают, что эти документы имеет право представлять и получать только заявитель, т.е. лицо, чья подпись является нотариально удостоверенной на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании. Перечень физических лиц, которые признаются уполномоченными для представления соответствующих заявления и документов в регистрирующий орган, достаточно широк, и юридические факты, являющиеся основанием имеющихся у них полномочий, разнообразны. Основание полномочий заявителя - это предусмотренное законом положение, занимаемое данным физическим лицом в юридическом лице, документы которого представляются в регистрирующий орган. Тем не менее Верховный Суд РФ в своем решении от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 "О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридического лица и индивидуальных предпринимателей" установил следующее: "Из содержания пункта 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона (Федеральный закон N 129. - О.С.) следует, что документы на регистрацию представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы могут быть определены Правительством РФ. Таким образом, Федеральный закон (Федеральный закон N 129. - О.С.) установил два способа подачи документов на государственную регистрацию, к которым отнесено НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА ИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПОЧТОВЫМ ОТПРАВЛЕНИЕМ Другие способы подачи документов, согласно этому же Закону, могут быть определены Правительством РФ. Необходимо сказать и об ответственности регистрирующего органа, возникающей в процессе создания юридических лиц, и заявителя, представившего документы для государственной регистрации. Основаниями ответственности регистрирующего органа в соответствии с действующим законодательством являются: необоснованный отказ в регистрации и несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов. В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 129 основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица являются:
Действующая в настоящий момент административная ответственность ограничивается следующим: ч. 1, 2 ст. 14.25 КоАП РФ - несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации. Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за деяния, содержащие в объективной стороне признаки незаконного отказа в регистрации. Санкцией за подобные действия сотрудников налоговых органов являются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо обязательные работы. Если же подобные действия были совершены в нарушение вступившего в силу судебного акта или причинили крупный ущерб, то санкция изменяется в сторону увеличения. Однако несмотря на такую, казалось бы, детальную регламентацию в законе ответственности налоговых органов найти судебную практику по таким делам чрезвычайно трудно. Во многом это вызвано тем, что заявители просто не хотят тратить на это время и деньги. Зачастую причиной ущерба, от которого страдает заявитель, является задержка в сроках регистрации, в результате чего своевременно не заключаются планируемые сделки и предприниматели теряют прибыль. Что же касается ответственности заявителя (лица, чья подпись нотариально удостоверена на представляемом в регистрирующий орган заявлении) при государственной регистрации юридического лица, то она в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129 возникает в следующих случаях: непредставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; несвоевременное предоставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; предоставление недостоверных сведений в регистрирующий орган. Особый интерес с правовой точки зрения вызывает п. 2 ст. 25 Федерального закона N 129, поскольку содержащаяся в нем норма говорит о том, что "регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц". Именно это положение Закона оправдывает собой отсутствие обязательной правовой экспертизы представляемых на государственную регистрацию документов. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что при решении вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности субъектами такой ответственности могут стать посредники (курьеры), которые только представляют документы в регистрирующий орган . |
|