1AO.RU


Отказ в регистрации товарного знака



Абонентское правовое обслуживание



Корпоративные конфликты



Создание и реструктуризация Холдингов



Регистрация товарных знаков



Юридическая экспертиза договоров



Разработка договоров и других документов



Участие в переговорах



Консультирование по вопросам законодательства



Юридический аудит



Внесение в реестр субъектов малого предпринимательства









Вопросы сопровождения бизнеса






    Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

    Прежде всего, следует подчеркнуть всеобщий характер норм ст. 6 Закона - эти нормы должны применяться, безусловно, для всех, без исключений.

    Согласно п. 1 ст. 6 Закона не регистрируются в качестве товарных знаков следующие обозначения:

    1) Не обладающие различительной способностью. К таким обозначениям Правила относят обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера, линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов. Это требование законодательства связано с тем, что нельзя допустить монопольного владения одним субъектом рынка общепринятым обозначением, это противоречит публичному интересу, так как после подобной регистрации другие субъекты рынка не смогут использовать такой знак.

    В качестве примера можно привести сочетание букв "м" и "г", между которыми расположить сначала гласную, а потом согласную букву. Выберем гласную букву "у" и получим слово "МУГ", в данном случае у нас получился читаемый неологизм. Можно себе представить, что, будучи примененным в гражданском обороте для индивидуализации продукции, оно займет свое определенное место, легко представимы словесные конструкции типа "купи мне немного муга" или "в Муге этот товар есть". Подобное обозначение может индивидуализировать производителя и товар. А если мы выберем в качестве средней буквы, например, "д", то получим неудобочитаемый набор букв "мдг", который не может способствовать индивидуализации товара и поэтому вряд ли будет зарегистрирован в качестве товарного знака. Следует при этом отметить, что подобная неудобочитаемая аббревиатура может быть зарегистрирована, если она обладает предшествующей известностью, как, например, "TDK" для кассет.

    2) Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров. Это так называемые знаки типа "Мебель для мебели". Слово "Мебель", будучи зарегистрировано в качестве товарного знака для одного мебельного магазина, не будет использоваться другими, что неудобно и неприемлемо для общества. Такая регистрация, будучи произведена, может дать неоправданное преимущество на рынке одному из хозяйствующих субъектов - ведь если зарегистрировать слово "диван", например, для мебельного магазина, то ни один мебельный магазин после этой регистрации не сможет использовать такое обозначение, что также противоречит интересам общества.

    3) Общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры. Речь идет об общепринятых наименованиях типа НИИ, Профтехобразование, ЭМЗ, НПО, ЦКБ и подобные им. Понятно, что такая регистрация также создает неоправданные преимущества и в принципе невозможна.

    4) Обозначения, состоящие только из элементов:
      • вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; это обозначения типа "термос", "макинтош", "целлофан", в свое время являющиеся отличительными, но в процессе использования ставшие видовыми.

      •     Примерами подобных обозначений могут в наше время служить такие слова как "памперс" и "ксерокс". Несмотря на усилия компании "Ксерокс" по предотвращению перехода данного наименования в состав видового обозначения, выразившиеся в объявлениях с просьбой называть копировальные аппараты просто "электрографическими копировальными аппаратами фирмы "Ксерокс", можно считать, что специфика русского языка проявилась достаточно определенно в появлении таких глаголов как "отксерить", "отксерокопировать", что может являться подтверждением видового характера данного обозначения.
      • являющихся общепринятыми символами и терминами; это обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, например, "бурбаки" для исследований в области математики, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например, "мануальная терапия" для услуг массажа или "аудио" для аудиокассет.
      • характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта; подобные обозначения также не обладают различительной способностью и в качестве таковых трактуются именно прямо указывающие на свойство или качество товара, например, "мягкий мех" для меховых изделий, "ручная работа" для ковров или "холодный отжим" для растительного масла.
    Следует отметить возможность регистрации некоторых из вышеперечисленных обозначений в качестве товарного знака, если они не занимают в нем доминирующего положения. Также могут быть зарегистрированы обозначения, которые приобрели различительную способность в результате их использования для конкретных товаров. При этом доказательства приобретения обозначением различительной способности представляются заявителем.

    Согласно п. 2 ст. 6 Закона в силу международного договора Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой... государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений. Причем такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. Подобный запрет понятен, ведь регистрация любого из перечисленных обозначений противоречит соответствующему правовому акту: для государственной символики других стран это Парижская конвенция, для государственной символики России это Конституционные законы "О государственном флаге РФ", "О государственном гербе РФ" и "О государственном гимне РФ". Законодательство однозначно определяет возможности использования и запреты использования подобных обозначений. В качестве примера можно привести словесное обозначение "Красный крест" для медицины, отражающее название известной международной организации, подобный товарный знак будет отклонен.

    Согласно п. 3 ст. 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
      • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя
      • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали
    Невозможность использования ложных обозначений предусмотрена законодательством о правах потребителей, обман в гражданском обороте недопустим. Согласно данной норме отклонялась регистрация товарного знака, например, включающего слово "натуральный" для продукта, изготовленного из искусственных ингредиентов. Пресечение обозначений, противоречащих общественным интересам, защищает публичный порядок, согласно данной норме был отклонен, например, словесный товарный знак "зар-р-раза".

    Музейные объекты защищены п. 4 ст. 6 Закона, согласно которому "не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков". Думается, что слово "Третьяковка", будучи заявлено в качестве товарного знака, может быть отклонено в соответствии с данной нормой.

    Согласно п. 5 ст. 6 Закона, в силу международного договора Российской Федерации, не допускается регистрация... обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта. В данном изложении мы не будем касаться дискуссии о применении международного договора РФ, а только отметим, что данная норма соответствует ст. 10 bis Парижской конвенции и ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Действие рассматриваемой нормы позволит пресечь использование ложных указаний для вин, таких, как, например, "коньяк", "шампанское", "шавнабада" или "токайское".



    Иные основания для отказа в регистрации товарного знака

    Иные основания для отказа - это те обстоятельства, которые мешают регистрации обозначения в качестве товарного знака по причине нарушения чужих прав или частных интересов.

    В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения со следующими обозначениями:

    1. С товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию, если заявки на них не отозваны, или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. В данном случае речь идет о том, что не может быть зарегистрировано при наличии на сходное с ним до степени смешения обозначение более ранних прав.

    2. С товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.

    Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в абзаце втором или третьем настоящего пункта, допускается лишь с согласия правообладателя.

    Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам в соответствии с пунктом 1 статьи 19.1 Закона.

    Закон вводит так называемое согласие владельца старшего знака, поскольку регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с вышеуказанными товарными знаками, допускается с согласия правообладателя. Можно считать, что данная норма приводит к множественной правосубъектности товарного знака.









офис в Москве (495) 661-63-24 - многоканальный

E-mail: 1ao@1ao.ru "ПРЕМЬЕР" АО работает со всеми регионами России




Rambler's Top100

web design by mvm.ru art studio